Технологии

27.02.2024г.

"Кто там - внутри картин?"
Авторы: Н.А. Чуракова, д-р.филос.наук, проф.; 
О.В. Малаховская
 Цель педагогической технологии художественно-эстетического развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» - развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т. д.). 
 Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность; формирует пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой) моторики кисти руки; формирует один из важных этапов речи - предречевой мыслекод (этап, на котором, выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове).
    Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западно-европейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания.

Путешествие в музей. Поход в картину И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

      Сегодня на занятии мы с ребятами осуществили необычное виртуальное путешествие по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу". 
Чтобы отправиться в путешествие необходимо знать
 3 основных правила: 

  • Заходить в картину нужно не там, где вздумается, надо искать подходящее место. А то место в картине нам подсказывает художник.
  •   Ходить внутри картины можно не там, где захотелось, а там где разрешит художник. И ходить надо осторожно, не нарушить жизнь местных жителей.
  •    В картине есть  тайна, главный секрет. И отгадает его тот, кто будет очень внимателен и наблюдателен.  

Соблюдая эти правила, дети окунулись в мир искусства, который подарил нам великий художник. Мы определяли в каком месте картины мы могли попасть в лес.

 Это оказалась поваленное дерево. Это место мы отметили указателем. 

      При помощи  инструментов дети рассматривали медведицу и ее медвежат. "Зорким оком" (маленький экран) мы  ловили лучи солнца и прохладный туман, отмечали фишками , где находятся веселые медвежата.  









   В месте с ними поиграли, попытались при помощи характерных движений оживить лес.




      Ну и самое главное, разгадали тайну картины: И.И.Шишкин очень любил русскую природу. И этой картиной он хотел показать ее красоту нам. И мы с большой радостью ее почувствовали!









27.09.2023г. 

Дидактическое пособие "Сенсорная коробка"

    Выражение "Ум ребенка - на кончиках пальцев" принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. В этих словах содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Тренировка движений пальцев и кисти рук - важный фактор, стимулирующий речевое развитие, развитие мышления, повышающий работоспособность коры головного мозга ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него хорошо развиты память, внимание и речь. Что же способствует такому развитию?
   При изучении литературы по использованию нетрадиционных подходов в развитии мелкой моторики, интерес привлекла "сенсорная коробка" - это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, таким как: песок, земля, галька, мох, крупы, бобовые, соль, макароны. Помимо наполнителя, в такую коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть - мелкие фигурки животных, людей, машин, шарики, фрукты. Для игры добавляют "инструменты"  - ложки, совки, щипцы, сито и др.


  Сенсорная коробка отлично развивает  мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Так же отличная возможность расширить словарный запас детей. Можно использовать и для формирования математических представлений ( Счет, группировка, сортировка, измерения и взвешивание). Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Такие игры успокаивают детей, помогают им управлять своими эмоциями. 


   Благодаря сенсорной коробке дети самостоятельно получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем.


8.11.2022год Анастасия Сергеевна

Нетрадиционная техника рисования

 "Манкогдафия"

    «Манкография» - нетрадиционная техника рисования манной крупой. Рисование манной крупой - новая техника выполнения рисунков. Польза манной каши известна всем, а вот  то, что с помощью манной крупы можно рисовать картины знают не многие.

    Многие дети очень любят рисовать. Они удивляют взрослых своими шедеврами. Можно рисовать не только красками и карандашами, но и крупами. Дети получают удовольствие, ведь это интересное и увлекательное занятие. Хочется отметить рисование манкой. Для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое. 



Вот что у нас получилось...




 Рисование в технике  «Манкография» не только доступно и безопасно своим материалом, увлекательно, но еще невероятно полезно. Помимо явных плюсов, таких как: развитие мелкой моторики пальчиков, сенсорики, тактильных ощущений, мышления, воображения, фантазии, пространственного восприятия, данный вид детского творчества способен также оказать медитативное воздействие.


12.11.2022.  Наталья Николаевна

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.


Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.



Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

  • Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:
  1. Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  2. Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  3. Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  4. Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  5. Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  6. Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.
Игры  Б.П.Никитина - это отдельный пласт развивающих игр, основное направление которых развитие творчества. Но именно творчество помогает решать множество развивающих, интеллектуальных задач, что способствует успешному развитию математических способностей дошкольников.

 Счётные палочки Кюизенера 

Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.


Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.


Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно.



Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью.




27.10.2022.  Наталья Николаевна

Мнемотехника и мнемотаблицы

Мнемотехника - это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

мнемотехника

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышат слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту связь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохранные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.  

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий

 Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами  ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.




Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый,  помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких - то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст. В любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.


27.02.2022

Дидактический синквейн

Синквейн  - это метод создание нерифмованного стихотворения, один из эффективных интересных методов, который способствует развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

В пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки. Составляя предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений, дети выражают свое личное отношение к теме одной фразой, а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Структура дидактического синквейна

Первая строка - одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка - три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка - одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвертой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой - два слова.



 Инновационная технология "Живой натюрморт" 

И. А. Лыкова

Задачи: - Развитие детского воображения,

 - знакомство с понятием "Композиция", с видами, жанрами искусства.

Это система художественно - дидактических игр. Они могут включены в занятия и в  индивидуальной работе с детьми.

Любая художественная игра совмещает два вида правил: правила дидактические и игровые (для мотивации: "поможем героям познакомиться"). Она может усложняться.

Данная игра опирается на материал (силуэты). Набор силуэтов плодов (овощи, фрукты, ягоды). Общее количество силуэтов зависит от возраста детей: младший дошкольный возраст - от 5 до 10 шт., 

средний дошкольный возраст - 10 -12 шт, 

старший дошкольный возраст - 15 -20 шт. 

Силуэты корзинок, ваз (разного размера, из бумаги разной фактуры, формы), основа для композиции - лист бумаги, можно разного цвета и формата.

Принципиальные условия для эффективности технологии:

1. Индивидуальный поиск вариантов.

2. Изменения. 

В данной игре предлагаются изменения (трансформация), связанные с осмыслением ситуации(улыбнуться, подмигнуть и т.д.) - озеркаливание своего персонажа - общение со своим героем.

"Натюрморт" 

Творческая  задача - создать свою картину. Брать не все, столько сколько надо. Создаем картину. 



Дети могут: дополнять ( чего-то не хватает), перемещать (можно восстановить равновесие в картине), убрать лишнее, работать с пустотой (добавить или убавить пустоту, перевернуть), вернуть на место, внести элемент динамики          (наклонить, повернуть).

"Портрет"

Голова - это ассоциативное поле. Это может быть животное, сказочное существо. человек и т.д.

В силуэтах плодов мы не видим конкретику. Эти предметы могут быть носом, ушами, бородой и т.д.


"Портрет в полный рост"
Передать построение  и движение тела.





Предлагаются другие варианты игр: "наши питомцы":





"Транспорт"








На протяжении игр дети создают образы, конструкции, проживают их, модернизируют ( улучшают) - тем самым развивается детская изобретательность.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Знакомя ребёнка с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали. Время от времени просите ребёнка вс...